Обществознание Боголюбов §10

Обществознание Боголюбов Учебник §10 «Человек в малой группе». Ознакомительный фрагмент 2023 года. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Учебник по обществознанию §10.

<< § 09   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 11 >>

10. ЧЕЛОВЕК В МАЛОЙ ГРУППЕ

ЗАДУМАЕМСЯ
Зачем люди объединяются в группы? Почему группа так много значит для каждого из нас?

ВСПОМНИМ
Что вы знаете из курса истории о том, почему люди в древности не могли жить в одиночку? В какие группы они объединялись?

Изучив параграф, вы узнаете:

  • Какими бывают группы
  • Что группа даёт человеку
  • Кто может быть лидером
  • Какие добрые дела по силам группе

Такие разные группы

С момента рождения человек является членом той или иной группы. Прежде всего он — член семьи. А семья — это особая группа. В связи с тем, что она немногочисленна по своему составу, её относят к малым группам. Городские и сельские жители — это тоже группы. Вы, как жители города или села, принадлежите к одной из них.

Вы учитесь в 6 классе. Школьный класс — это тоже группа. Все ученики вашего класса знают друг друга, у вас есть взаимные обязанности и права, вас объединяет учёба в школе. А ещё, возможно, вы посещаете спортивную секцию, или театральную студию, или хоровой кружок. Различные кружки и клубы (например, филателистов, туристов, любителей поэзии, спорта, театра или музыки) — это тоже группы.

Групп, объединяющих людей, множество. У каждой есть общее дело и общая цель. Поразмышляйте, какое общее дело, например, у школьного класса, театрального кружка, баскетбольной команды.

Среди групп можно выделить те, которые выбираете вы сами, и те, в которых вы оказываетесь не по своему выбору. В этом случае группа как бы сама вас выбирает. Группой, которая сама вас выбрала, является, например, школьный класс (вас привели и записали в школу родители) или ваша семья (родившись, вы уже оказались членами этой группы людей).

Группы, которые мы выбираем

Многие группы создаются сознательно, чтобы собрать вместе людей со сходными интересами. Организаторами такой группы можете стать и вы.

Есть, например, группы, в которые ребята объединяются, чтобы просто встречаться и разговаривать, обсуждать волнующие их ! темы. Здесь можно, например, говорить о музыке, фильмах, занятиях спортом, обсудить, какие джинсы или кроссовки сейчас самые модные.

А есть другие группы, в которых ребята объединены общими интересными и полезными делами: походами, изучением природы и истории родного края, помощью одиноким пожилым людям, опекой малышей и т. д.

Некоторые ребята думают, что отзывчивость, милосердие, сопереживание, умение дарить радость другим — не самое главное в жизни. Их девиз «Хорошо то, что хорошо для меня». Подумайте, правы ли они.

На самом деле очень важно, когда человек ощущает внимание, сопереживание, чувство локтя, защищённость и поддержку, тогда и настроение у него хорошее, и дела идут на лад. Именно в такой группе чувствуешь, что тот, кто с вами рядом, — ваш товарищ, а не соперник. Он не обидит, не прогонит, не обманет. Можете на него положиться. А ещё можете многому научиться у ребят своей группы и научить их тому, что знаете и умеете сами.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Обществознание Боголюбов §10

  • Какое дело объединяет ребят в каждом случае? Является ли оно полезным? Почему вы так думаете?

Кто может быть лидером

В разных группах у человека может быть разное положение. Например, в спортивной команде кто-то может быть капитаном, т. е. лидером, брать на себя руководство группой. А в школьном классе лидером может быть не он, а кто-то другой. В туристическом объединении можно быть и ответственным за палатку, и дежурным у костра, и главным поваром, и санитаром, и походным мастером, и штурманом группы, и фотографом, и т. д. Человек в группе (а в разных группах тем более) может играть разные роли. И вот что интересно: каждая роль даёт человеку возможность показать себя с какой-то особой стороны.

РАССМОТРИМ СИТУАЦИЮ
В одном классе был незаметный, тихий паренёк. Ничем не выделялся. Учился на троечки. И все удивились, когда он записался в туристический клуб. Но ещё больше удивились ребята в первом походе: этот паренёк первым перебрался через большой овраг и помог перебраться всем остальным, а на привале оказался первоклассным костровым и поваром. Когда возвращались из похода, он шёл первым и вёл за собой всех ребят. С этого дня в каждом походе он был настоящим лидером группы.
А в другом классе был парень, который отличался своей силой. Он часто обижал тех, кто был слабее, заставлял их делать то, что ему хотелось.

  • Выскажите своё мнение, являются ли лидерами мальчики, о которых идёт речь. Почему вы так считаете?

Истинного лидера выдвигает группа — класс, секция, кружок. Он увлекает других за собой, готов разделить с ними свои успехи и достижения. И никогда настоящий лидер не станет противопоставлять себя окружающим во имя личного честолюбия.

Чем различаются группы

Каждая группа, которая существует достаточно долго, обладает рядом особенностей, отличающих её от других групп. У членов группы может быть особая манера одеваться, они могут носить условные знаки принадлежности к группе (значки, галстуки, эмблемы и пр.).

Члены группы могут особым образом приветствовать друг друга при встрече. Группа может предъявлять ко всем, кто в неё входит, определённые требования, которые надо выполнять даже в том случае, если не все с ними согласны. А есть и такие группы, где каждый участвует в разработке таких требований.

РАССМОТРИМ СИТУАЦИЮ
Ребята одного класса договорились сочинить правила для своих общих сборов. А чтобы эти правила не были скучными, попробовали написать их в стихах. Вот что у них получилось:
Мы на сборе не молчим, не шумим и не кричим,
Слушаем друг друга, говорим по кругу,
Коллективно обсуждаем и решенья принимаем.

  • А у учеников вашего класса есть общие правила? Если есть, то в чём они заключаются?

Те ребята, которым приходилось переходить из одной школы в другую, на собственном опыте знают, насколько бывает тяжело привыкать к новому классу, новой группе. Почему так происходит? Отвечая на вопрос, прежде всего вспомним об этих правилах. Например, в прежней школе было принято активно вступать в беседу на уроке, а в новой требуется сидеть молча и слушать учителя. Пока новенький не знает этого, он по привычке вступает в рассуждения и высказывает своё мнение.

Если член группы не выполняет общие правила, противопоставляет себя группе, он отделяется от коллектива. С ним необходимо поговорить, объяснить ему, что он сделал не так. Его могут предупредить, могут перестать с ним общаться и т. п. А могут и исключить из группы. Тех, кто всегда выполняет общие правила, кто показал себя с лучшей стороны, группа всячески поддерживает, поощряет.

С какой группой мне по пути

Вы уже знаете, что одновременно являетесь членом нескольких групп. Вы — член семьи, школьного класса, спортивной секции и др.

Подумайте, по каким правилам живут группы, в которые вы входите, и соответствуют ли правила одной группы правилам другой. Какие из них вы выполняете с охотой, а какие — потому, что этого требует группа? Есть группы, которые полностью подчиняют человека, заставляют действовать вопреки личным желаниям и интересам. Подумайте, всегда ли это хорошо.

Очень важно отметить одну особенность группы. Она как бы вбирает в себя силу всех людей, которые в неё входят. И эта сила может быть как позитивной, направленной на хорошие поступки, так и негативной — разрушительной. Случается, например, что кому-то в голову пришла шальная мысль, а другие не задумываясь подхватили её. И вот уже группа занята «делом», за которое потом каждому может быть стыдно. Запомните: к какой бы группе ни принадлежал человек, отвечает за собственное поведение всегда он сам. И если группа совершает что-либо противозаконное, вина каждого участника признаётся ещё большей, чем если бы он совершил этот поступок в одиночку.

Человек может уйти из группы, в которой ему неинтересно и с действиями которой он не согласен. Например, попав в группу болельщиков футбольной команды, можно понять, что объединяет ребят в ней не только любовь к клубу и одинаковые футболки. У них похожие взгляды на мир, представления о добре и зле. И в какой-то момент вы можете почувствовать, что эти взгляды расходятся с вашими собственными. Решение — оставаться в этой группе или уйти — вы принимаете сами.

Доброе дело два века живёт

Главный герой книги «Тимур и его команда» А. П. Гайдара (Голикова), о которой, вероятно, вы слышали и которую, может, даже читали, Тимур — смелый, благородный, отзывчивый мальчуган — придумал чудесную игру. Он вместе с группой ребят окружил тайной заботой людей, нуждающихся в помощи. Все свои действия Тимур с друзьями держали в секрете. Никто не видел ребят, когда они носили старушке воду или складывали дрова в поленницу. Их помощь была не показной, не для благодарности или награды — они помогали людям по зову сердца. Прочитав эту книгу, ребята в разных городах стали создавать группы, похожие на команду Тимура. Так началось тимуровское движение. Особое значение оно имело в годы Великой Отечественной войны, когда ребята помогали семьям ушедших на фронт.

Сегодня тех, кто бескорыстно и добровольно делает что-то для других, называют волонтёрами (от лат. voluntarius — доброволец). Эти люди не только помогают тем, кто по состоянию здоровья ограничен в своих возможностях, но и участвуют в благоустройстве дворов, в проведении благотворительных концертов, в организации спортивных мероприятий и многом другом. Так, почти 25 тысяч волонтёров помогали в организации и проведении Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. В волонтёрском движении участвуют и подростки.

Известна народная мудрость: доброе дело и доброе слово рядом ходят. А вот недоброе слово может и ранить. Присмотритесь к себе и своим одноклассникам. Обратите внимание: некоторым мальчикам и девочкам почему-то нравится обижать других, дразнить, обзывать, давать обидные прозвища. Обидят — и веселятся! А может быть, они просто не могут придумать что-нибудь хорошее, какое-то доброе дело? Как вы думаете? Нетрудно заметить, что многие мальчики и девочки кричат во весь голос, когда хотят в чём-то убедить своих товарищей, думают, что, если они будут говорить тихо и уважительно, им никто не поверит! А ведь в любом деле толк будет только тогда, когда люди смогут спокойно выслушать друг друга и постараются друг друга понять.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Спор. Ю. И. Пименов

  • Что можно сказать об атмосфере, в которой проходит спор? Как ведут себя его участники? Чем отличается спор от ссоры?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:
Групп, объединяющих людей, множество, и каждый из нас одновременно является членом разных групп. У каждой из них есть свои особенности, и мы сами решаем, с какой группой нам по пути. В группах человек может занимать разные позиции, играть различные роли, в том числе и быть лидером. Группа многому учит и может направлять силы своих участников на самые разные дела. Поэтому очень важно выбирать те группы, которые учат добру, и ту деятельность, которая приносит пользу.


 

ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

  1. Зачем люди объединяются в группы?
  2. Чем похожи группы, в которые вы входите, и чем они различаются?
  3. Каждый ли может проявить себя лидером?
  4. Чему можно научиться в группе?

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ

  1. Объясните, почему многие ребята, переехавшие в другой район города, продолжают ездить в свою школу, хотя это очень далеко и неудобно.
  2. В одной притче рассказывается о 10 путниках, на которых напали два разбойника и обобрали всех до нитки: один разбойник держал одного из путников, другой разбойник отнимал у него вещи. И ни один путник не мог одолеть сразу двух разбойников. Почему нельзя назвать этих путников группой?
  3. В каких известных вам книгах, фильмах повествуется о группах людей и их делах в обществе? Что в них привлекло ваше внимание?

УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Подумайте, чем вы можете помочь тем, кто младше. Что можете сделать для них? К каким полезным делам привлечь? Составьте план проведения коллективных дел.
  2. Составьте список памятников, находящихся в тех местах, где вы живёте. Узнайте их историю. Организуйте уход за ними. Расскажите о них младшим товарищам, родителям.

 


Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §10 «Человек в малой группе». Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 09   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 11 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.